Бычий цепень цикл развития и смена хозяев

Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев

Бычий цепень цикл развития и смена хозяев

Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

На примере бычьего цепня и человеческой аскариды, которых преподаватель демонстрирует на таблице и влажных препаратах, учащиеся сравнивают паразитических червей, относящихся к двум разным типам – Плоские и Круглые черви, рассматривают циклы развития этих червей и продолжают работу по заполнению таблицы «Характеристика червей», которую начали на прошлом занятии.

Цикл развития бычьего цепня

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат.

Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют.

Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении.

При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель.

При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятсяфинны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии.

Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии.

После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся.

В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.2. Тело круглое в поперечном сечении.3. Двусторонняя симметрия тела.4. Лучевая симметрия тела.5. Тело состоит из экто- и энтодермы.6. Тело состоит из трех слоев клеток.7. Имеется кожно-мускульный мешок.8.

Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.9. Имеется паренхима.10. Полости тела нет.11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.12. Пищеварительная система замкнутого типа.13. Имеется анальное отверстие.14. Нервная система лестничного типа.15. Гермафродиты.16.

Раздельнополые.

17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

Раз в две недели мы отводим время для проведения консультаций по наиболее интересным или сложным вопросам. Такая консультации была предложена семиклассникам и по завершении изучения цикла «Паразитические черви». Проводили ее одиннадцатиклассники, которые одновременно закрепляли в памяти собственные знания по зоологии.

Источник: https://infourok.ru/bichiy-cepen-kak-predstavitel-ploskih-lentochnih-chervey-osobennosti-stroeniya-i-prisposobleniya-k-parazitizmu-cikl-razvitiya-i--1862422.html

Бычий цепень цикл развития и смена хозяев

Бычий цепень цикл развития и смена хозяев

Бычий цепень является представителем ленточных червей-паразитов. Гельминт может достигать десятиметровой длины, паразитируя в кишечнике человека и питаясь полезными для здоровья человека веществами.

Находясь в тонком кишечнике, гельминт крепится с помощью специальных присосок к тканям органа и наносит ощутимый вред здоровью.

Рассмотрим цикл развития бычьего цепня, диагностику заражения паразитом и методы лечения.

Строение солитера

Внешний вид цепня напоминает длинную ленту, белую и тонкую. Минимальные размеры взрослой особи имеют 4 метра в длину, максимальный и критичный для организма-донора размер паразита — 10 и более метров.

Строение тела — членистое, состоит из нескольких тысяч члеников, головы и шеи. На голове расположены присоски для крепления к тканям кишечника человека. Благодаря членистому строению гельминт может передвигаться в пространстве кишечника.

По своему строению червь является двуполым (гермафродит), что позволяет ему самостоятельно размножаться. Размножается паразит с помощью яиц, которые откладывает в огромных количествах — около 600 миллионов ежегодно.

Яйца находятся в каждом членике в больших количествах. В каждом яйце находится личинка (онкосфера). Попадая в кишечник парнокопытных, личинка выходит из яйца и попадает в ткани животного с током крови и лимфы.

Его длина может достигать от 3 до 10 метров (среднее значение 5-7 м).

Жизненный цикл гельминта

Основным донором-хозяином цепня является человек, промежуточным хозяином паразита является любое парнокопытное животное — олень, корова, зубр и т. д. Парнокопытные заражаются гельминтозом через траву, на которой расположены личинки. Далее процесс развития паразита осуществляется в тканях тела животного — образуются финны.

Важно! Именно поедание плохо обработанного мяса парнокопытных является причиной заражения человека гельминтозом. Иногда причиной заражения животных могут стать блохи, на которых находятся личинки цепня.

Зараженный человек не всегда подозревает о наличии паразита внутри тела. Угрозы окружающим людям инфицированный человек не представляет. Выходят яйца в окружающую среду через испражнения человека. Оттуда они попадают в организм животных, развиваются и вновь попадают к основному хозяину — человеку.

Развитие бычьего цепня

Яйца гельминта могут сохраняться длительное время в неблагоприятных условиях — в снегу, в воде и сухом грунте. Однако слишком резкие перепады температур губительны для них.

Схема развития паразита:

  • Созревание яиц в члениках
  • Попадание личинок в ткани парнокопытных
  • Превращение личинки в финну в тканях парнокопытных
  • Попадание финны в кишечник человека вместе с мясом парнокопытных
  • Попадание яиц в окружающую среду с испражнениями человека
  • Новый цикл развития паразита.

Стадии развития бычьего цепня:

Жизненный цикл бычьего цепня начинается с освобождения личинки от яйца — оболочка разрывается и онкосфера попадает внутрь тела животного. Для того чтобы попасть в мышцы животного, личинка буравит стенки желудка. Затем она попадает в кровоток или лимфоток и останавливается для своего развития в мышечных волокнах.

Из личинки образуется финна шарообразной формы с жидкостью внутри и характерной головкой будущей половозрелой особи.

Цикл развития бычьего цепня в теле животного длится около года, в дальнейшем личинки погибают. Если они попадают в тело человека с мясом животного, жизнь и стадии развития паразита продолжаются.

Через желудок финна попадает в кишечник человека, прикрепляется присосками и начинает расти. Тело растет в длину с помощью формирования новых члеников. Далее в члениках образуются яйца, наполненные яйцами проглоттиды отрываются от тела червя и выходят с калом наружу.

Как выглядит финна в свежем мясе представлено на фото

Попадая на поверхность почвы, яйца способны передвигаться по траве, вместе с которой попадают в желудок парнокопытных.

Симптомы и диагностика заражения

Первым признаком инфицирования гельминтом является аллергия на продукты, быстрая утомляемость, раздражительность, расстройство пищеварения. В процессе роста особи в кишечнике наблюдаются и иные признаки ее существования:

  • Снижение кислотности желудочного сока;
  • Нарушение функционирования ЖКТ;
  • Воспалительные процессы в кишечнике;
  • В запущенном случае — непроходимость кишечника.

Человек ощущает боль, напоминающую приступы аппендицита. Паразит может вызвать и такие заболевания, как: перитонит, панкреатит, аппендицит, проблемы с носоглоткой.

Лабораторная диагностика гельминтоза включает:

  1. Исследование крови
  2. Исследование каловых масс
  3. Соскоб анального отверстия
  4. Рентгенографию.

При анализе крови появляется следующая картина:

  • Уменьшение количества кровяных телец
  • Повышение количества эозинофилов
  • Снижение гемоглобина.

Рентген кишечника показывает сглаженную внутреннюю поверхность, отсутствие рельефа — червь уничтожает слой эпителия.

Лечение паразитарного заболевания

Препараты для лечения солитера обладают высокой токсичностью, поэтому лечение проводится в стационарном варианте. В курс терапии входит:

  • Прием антигистаминных препаратов
  • Обильный питьевой режим
  • Диета с уменьшением количества углеводов и жиров
  • Мочегонные средства, клизмы, слабительные препараты.

Источник: http://www.parkinson-help.ru/venerologija/bychij-cepen-cikl-razvitija-i-smena-hozjaev/

ВрачЗдесь
Добавить комментарий