Жизненный цикл человеческой аскариды лабораторная работа

Работа № 9. Цикл развития аскариды человеческой – 25 минут

Жизненный цикл человеческой аскариды лабораторная работа

Работа № 5. Инкапсулированные личинки трихинеллы в мышцах (Trichinella spiralis) – 10 минут

Рассмотрите на демонстрационном микропрепарате кусочек мышцы животного, пораженного трихинеллезом. На препарате видны мышечные волокна. Среди мышечных волокон располагаются капсулы с личинками трихинеллы. Капсулы имеют овальную форму.

В полости капсулы можно видеть спирально свернутую личинку. Иногда в капсуле находится не одна, а две личинки.

Зарисуйте две-три капсулы с личинками трихинеллы в мышцах. На рисунке обозначьте капсулу, личинку.

Работа № 6.Яйцо власоглава – 10 минут

Яйца мелкие. Форма яиц напоминает лимон или бочонок, на обоих полюсах находятся «пробочки» светлого цвета. Хорошо видна двухконтурная оболочка коричневого цвета. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.

Работа № 7.Яйца острицы – 10 минут

Яйца острицы также мелкие, овальной формы, бесцветные. Характерным признаком является асимметрия: одна сторона яйца – выпуклая, другая – уплощена. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.

Работа № 8.Яйца аскариды – 10 минут

Яйцо аскариды отличается округлой или овальной формой, крупными размерами, буро-коричневой окраской и сложной системой оболочек.

Рассмотрите наружную оболочку яйца, которая называется бугристой. Под ней располагается бесцветная блестящая средняя оболочка, а затем внутренняя – волокнистая. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.

Зарисуйте цикл развития аскариды. В цикле развития укажите стадии яйца, личинок и половозрелой формы с указанием мест их локализации.

Вопросы конечного уровня знаний (13 мин)

1. Какие заболевания называются контактными?

2. Можно ли обнаружить яйца острицы в фекалиях?

3. Чем обусловлено быстрое распространение энтеробиоза?

4. Какая личинка является инвазионной в цикле развития кривоголовки?

Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.

ТЕМА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ

Цели занятия:
1. Систематизировать теоретические знания по медицинской гельминтологии. 2. Закрепить практические навыки лабораторной диагностики некоторых гельминтозов человека.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел «Гельминтология».

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Владос.Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:

1. Ответить на вопросы:

1. Что изучает медицинская гельминтология?

2. Определение понятий «паразитизм», «паразит».

3. На какие группы делят паразитов по их действию на организм?

4. Классификация паразитов по их месту и времени паразитирования.

5. Определение понятия «хозяин». Типы хозяев.

6. Классификация паразитарных болезней по природе возбудителя. Примеры.

7. Классификация паразитарных болезней по распространению, их характеристика. Примеры.

8. Структура природного очага заболевания.

9. Определение понятия синантропный очаг.

10. Общая характеристика типа Плоские черви. Деление на классы.

11. Общая характеристика класса Сосальщики.

12. Кошачий сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

13. Ланцетовидный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

14. Печеночный сосальщик, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

15. Общая характеристика класса Ленточные черви.

16. Бычий цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

17. Свиной цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

18. Карликовый цепень, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

19. Эхинококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

20. Альвеококк, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

21. Широкий лентец, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

22. Общая характеристика типа Круглые черви. Деление на классы, группы.

23. Аскарида человеческая, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

24. Острица, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

25. Власоглав, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

26. Кривоголовка двенадцатипёрстная, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

27. Трихинелла, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

28. Ришта, систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

29. Главнейшие гельминтозы населения Алтайского края.

30. Методы гельминтодиагностики и их характеристика.

2. На макро- и микропрепаратах определить:

а) половозрелые формы:

– карликового цепня,

– эхинококка,

– острицы (самки и самца),

– власоглава (самки и самца),

– печеночного сосальщика,

– ланцетовидного сосальщика,

– кошачьего сосальщика;

б) фрагменты гельминтов:

– зрелые членики: широкого лентеца, бычьего и свиного

цепней,

– поперечный срез аскариды;

в) личинки:

– трихинеллы,

– эхинококка,

– альвеококка,

– тениид (финнозное мясо).

Самоконтроль студентов путем компьютерного тестирования по разделу « Гельминтология» (20 мин).

Устное собеседование со студентами (100 мин). Каждому студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и определить два микропрепарата. На подготовку к ответу дается 10 минут.

ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA

ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ – BRANCHIATA

КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ – CRUSTACEA

ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОНОСНЫЕ – CHELICERATA

КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ – ARACHNOIDEA

Цель занятия:
1. Изучить общие признаки типа Кольчатые черви, типа Членистоногие, классов: Ракообразные, Паукообразные и эпидемиологическое и медицинское значение представителей классов. 2. Научиться распознавать клещей до рода и пола. 3. Научиться применять теоретические знания по этой теме для профилактики заболеваний, вызываемых и переносимых представителями класса Паукообразные.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип Кольчатые черви, тип Членистоногие, подтип Жабернодышащие, класс Ракообразные, подтип Хелицероносные, класс Паукообразные.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Владос.Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Можете написать и прочитать по латыни название типов, подтипов, классов, подклассов, отрядов, семейств, родов изучаемых представителей.

2. Знаете определения понятий:

– переносчик, виды переносчиков,

– облигатно-трансмиссивные заболевания,

– природно-очаговые заболевания,

– трансовариальная передача возбудителей,

– половой диморфизм.

3. Можете дать общую характеристику:

– типа Кольчатые черви,

– класса Многощетинковые,

– класса Малощетинковые,

– класса Пиявки,

– типа Членистоногие,

– класса Ракообразные,

– класса Паукообразные,

– отрядов: Фаланги, Скорпионы, Пауки, Клещи.

4. Можете назвать морфологические особенности отряда Клещей.

5. Можете ответить на следующие вопросы:

– Каково происхождение типа Кольчатые черви?

– Какие ароморфозы Кольчатых червей позволяют отнести их к высшим беспозвоночным?

– Каковы черты приспособления пиявок к полупаразитическому образу жизни?

– Каковы особенности строения мышечной, пищеварительной, нервной систем органов у представителей типа Членистоногие?

– Каковы особенности строения кровеносной, дыхательной и выделительной систем органов у членистоногих?

– Какие прогрессивные черты организации проявляются у членистоногих по сравнению с кольчатыми червями?

– Каковы особенности развития ракообразных?

– Какое медицинское значение имеют ракообразные?

– Каковы особенности развития паукообразных?

– Какое медицинское значение имеют паукообразные (сольпуги, скорпионы, пауки, клещи)?

– В чем проявляется половой диморфизм у клещей?

– Какие животные являются природным резервуаром возбудителей клещевого возвратного тифа, таежного энцефалита, туляремии?

– В чем заключается профилактика заболеваний, возбудители которых передаются человеку при укусе клещей?

Методические указания по выполнению

учебно-исследовательской работы

В альбом записать тему занятия и задание.

Тема: «Тип Членистоногие – Arthropoda

Подтип Жабернодышащие – Branchiata

Класс Ракообразные – Crustacea

Подклассы: Низшие раки – Entomostraca

Высшие раки – Malаcоstraca

Подтип Хелицероносные – Chelicerata

Класс Паукообразные – Arachnoidea

Отряды: Пауки – Aranei

Cольпуги – Solpugae

Скорпионы – Scorpiones

Клещи – Acarina»

Задание:
1. Используя постоянные микропрепараты, выполните работы № 1, 2. 2. Используя макропрепараты, выполните работу № 3. 3. Используя постоянные микропрепараты, выполните работу № 4. 4. Используя раздаточный материал, выполните работу № 5. 5. Используя таблицы, выполните работу № 6. 6. Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.

Работа № 1.Внешнее строение циклопа (Cyclops strenuus) – 15 минут

Рассмотрите тотальный препарат циклопа под микроскопом. Тело циклопа сегментировано, делится на головогрудь и брюшко. Головогрудь состоит из пяти сегментов. Передний – самый крупный, несет хорошо развитые длинные антеннулы, слабо развитые антенны. Спереди по средней линии найдите непарный глаз. На вентральной стороне головогрудных сегментов располагаются конечности (четыре пары).

Брюшко состоит: у самца из четырех, а у самки из пяти сегментов и на конце раздвоено. Сегменты брюшка не несут конечностей. У самки можно увидеть по бокам брюшка два яйцевых мешка, заполненных оплодотворенными яйцеклетками. Зарисуйте в альбом и подпишите.

Источник: https://studopedia.su/12_66488_rabota---tsikl-razvitiya-askaridi-chelovecheskoy---minut.html

Жизненный цикл человеческой аскариды лабораторная работа

Жизненный цикл человеческой аскариды лабораторная работа

В зоне риска заражения паразитами находятся и дети, и их родители. Немытые руки, фрукты или плохо приготовленное мясо, контакт с окружающей средой и домашними питомцами – получить опасного «поселенца» можно практически везде. Многие обыватели даже не подозревают об опасностях заражения, которые подстерегают человека на каждом шагу.

Аскаридоз – это заболевание, вызванное активным размножением аскарид, поражающих кишечник детей и взрослых. Как своевременно определить паразитирующий организм и избежать последствий, вызванных аскаридозом? Если заразиться аскаридами можно в любой момент, тогда укрепление собственного иммунитета – первостепенная задача для каждого человека.

Многие годы пытаетесь избавиться от ПАРАЗИТОВ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно избавиться от паразитов принимая каждый день…

Читать далее »

Характерные особенности аскаридоза

Для аскаридоза нет возрастных или половых ограничений, паразиты, живущие в основном на слизистой кишечника, размножаются даже при неблагоприятных условиях (низкие температуры). Паразитируя на слизистой, глисты питаются полезными веществами, предназначенными для человека, и непосредственно его кровью.

Мигрируя, аскариды могут осесть на легких и вызывать сухой, продолжительный кашель. Вместе с мокротой, которая появляется на поздних стадиях заболевания, в окружающую среду выходят личинки паразитов.

Как можно заразиться аскаридами? Основным источником инвазии является непосредственно человек, и лишь потом зараженная гельминтами почва и немытая пища.

Пути заражения аскаридозом:

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для избавления от паразитов наши читатели успешно используют Intoxic. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Немытые руки после прогулки, грязные продукты питания и неочищенная вода из колодца – источники яиц гельминтов, которые могут попасть в организм человека.

Дети страдают от аскарид чаще, ведь их игры происходят на детских площадках или во дворе, где почва содержит большое количество личинок гельминтов.

Если в семье от аскарид страдает один из младших детей, есть большая вероятность, что паразиты навредят и остальным членам семьи.

В фекалиях животных длительное время сохраняются жизнеспособные яйца гельминтов, поэтому работа в саду или на огороде так же таит в себе опасность заражения глистами.

Если точно знать, как передаются аскариды, тогда можно уменьшить угрозу, но полностью предупредить ее заранее крайне сложно. Личинки паразитов переносятся мухами и другими насекомыми, потому в теплое время года следует проявить большую бдительность.

Заражение аскаридой возможно при прямом контакте с носителем яиц паразита. Так, зараженный человек, не помыв руки после посещения туалета, автоматически становится распространителем.

Он касается вещей, оставляя на них яйца паразита, потом этих же вещей касается здоровый человек и яйца попадают ему на кожу.

Способы заражения аскаридами

Для того чтобы понимать, как происходит заражение аскаридами, следует более детально изучить образ жизни этихпаразитов. Аскариды как схожие с ними гельминты, не могут длительное время обходиться без хозяина. Единственная возможность для них питаться – это паразитировать на более сильном организме.

Попадая в тело человека, яйца гельминтов «обустраиваются» в кишечнике, подстраиваясь под его кислотность. За инкубационный период, из личинки вырастает здоровая особь, готовая размножаться. Пути заражения аскаридами – это то, что человек делает каждый день. Прогуливается на улице, общается с другими людьми, проводит время с домашним питомцем.

Избежать ежедневной рутины не удастся, но повысить меры осторожности – под силу каждому.

Путь передачи яиц аскарид человеку, о котором человек может не догадываться:

Аскаридоз относится к распространенным заболеваниям, вызванных размножением паразита, и сколько усилий не прилагай, а угроза «подцепить» гельминт остается.

Способы распространения глистов зависят от образа жизни семьи. Если для приготовления еды использовать очищенную воду и обрабатывают пищу, тогда способом заражения аскаридами становится тесный контакт на улице – в саду или во дворе.

Личинки глистов находятся в почве, где длительное время сохраняют жизнеспособность. После того, как из организма человека выводятся личинки, они попадают в окружающую среду.

Именно таким образом происходит распространение глистов – аскарид.

Личинки глистов могут проникнуть в дом вместе с нечищеной обувью, а дети контактируют с аскаридой в песочнице или возле качелей.

Здоровая особь паразита размножается ежедневно и если одна часть яиц погибает, то большое количество личинок через две недели становится зрелой, способной для дальнейшего размножения.

Непрерывный процесс размножения паразита и его стойкость к неблагоприятным условиям окружающей среды способствуют распространению неприятного заболевания – аскаридоза.

Общая симптоматика аскаридоза

После того, как произошло заражение аскаридозом, у человека начинают проявляться первые симптомы. Незначительные изменения в состоянии собственного организма чаще всего принимаются за схожие в проявлениях заболевания. Симптомы заражения аскаридой у детей и взрослых:

Внешне человеческая реакция на распространение инфекции напоминает отравление или сбои в работе желудочно-кишечного тракта, но со временем симптомы аскаридоза лишь усиливаются, снижая иммунитет больного. Как следствие на фоне размножения паразитов, человек страдает от кожных заболеваний, а так же вторичных заражений инфекциями и бактериями.

Боли в животе и слабость

Последствия «соседства» с гельминтами трудно предугадать заранее. Заболевания, которым предшествует осложненный аскаридоз:

При появлении первых симптомов аскаридоза необходимо безотлагательно обратиться за квалифицированной помощью к опытному врачу-паразитологу.

Заражение от домашних питомцев

Вопрос о том, как заражаются аскаридами животные, волнует заботливых хозяев, ведь глисты у домашних питомцев являются угрозой для всех домочадцев. Аскариды в отличие от схожих паразитов не передаются от животных к людям.

Заразиться аскаридозом через фекалии собак или кошек, в которых находятся яйца паразитов, человек способен, а вот при прямом контакте такой вид заражения исключен. Плохой иммунитет – главная причина заражения взрослого и ребенка.

Как бы парадоксально не звучало, но человек страдает человеческой аскаридой, подстроенной под особенности сложного организма.

Заражения яйцами глиста происходит через почву, а вот у животных обитают паразиты другого вида. Обратный процесс, когда у собаки или кошки находили аскариду человеческого типа, но и в этом случае, паразит не может долго выживать в нетипичных для него условиях. Белые черви, которые можно найти в фекалиях домашних любимцев – это токсокары (глисты другого типа).

В народе бытует мнение, что заражение аскаридами происходит через мясо рыбы. Правда ли это? Паразиты, способные вредить человеку, непосредственно в речной или морской рыбе не живут, но могут переноситься ею через грунт.

Заражение через животных происходит лишь одним путем, если четвероногие друзья приносят личинки, случайно подобранные на улице. Таким образом, кошка или собака становится случайным носителем паразита. Мясо животных в конкретном случае с аскаридами так же не несет прямой угрозы человеку.

Заразиться другими видами гельминтов без должной обработки мяса возможно, а вот аскариды таким путем в организме человека не появляются.

Повторное заражение

Повторное заражение аскаридами так же не редкость. Ввиду того, что человеческий организм не вырабатывает иммунитет к аскаридозу, повторное заражение угрожает каждому. После попадания в кишечник, паразит проходит привычный жизненный цикл развития, и в скором времени человек снова страдает от неприятной симптоматики заболевания.

Аскарида под микроскопом

Для детей повторный аскаридоз – привычное явление, ведь заставить ребенка соблюдать личную гигиену крайне сложно.

Объяснить, как передается аскаридоз по силам каждому родителю, но это не освобождает их от постоянного наблюдения за поведением собственных детей.

Мытые рук после прогулки снизят угрозу повторного заражения аскаридозом. Течение заболевания аналогичное с первыми случаями размножения гельминтов внутри организма.

Профилактика заболевания

Уберечь себя и свою семью от реальной угрозы заблаговременно не так легко, как может показаться, но благодаря профилактическим мероприятиям и соблюдению личной гигиены, человеку по силам избежать заражения аскаридами. Люди, заботящиеся о здоровье всей семьи, придерживаются:

Основным способом заражения остается контакт с почвой, живучие в ней яйца гельминтов переносятся на шерсти домашних питомцев или на обуви.

В зоне риска возникновения аскаридоза оказывается каждый человек, но только те, у кого крепкий иммунитет и сильные защитные свойства организма не страдают от паразитов.

После перенесенного заболевания, профилактика является обязательным условием. Занятия спортом и правильное питание позволят восстановить обменные процессы внутри организма.

Аскаридоз – это инфекционное заболевание, от которого страдают и взрослые, и дети. Распространение болезни обусловлено тем, что живучие даже при неблагоприятных условиях паразиты, могут попасть к человеку с самых неожиданных мест.

Еда, образ жизни и досуг – спрятаться от аскарид трудно, ведь в природе паразитирующих организмов заложен механизм выживания.

Если проблема все-таки возникла, от нее следует избавляться в кротчайшие сроки, пока аскаридоз не проявился опасными последствиями.

Источник: https://medbet.ru/lechenie/zhiznennyj-tsikl-chelovecheskoj-askaridy-laboratornaya-rabota/

Жизненный цикл человеческой аскариды лабораторная работа – Все про паразитов

Жизненный цикл человеческой аскариды лабораторная работа
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для избавления от паразитов наши читатели успешно используют Intoxic. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

В человеческом организме может обитать большое многообразие видов паразитов. Что такое аскариды? Это круглые гельминты, которые относятся к группе нематод, обитают в кишечнике человека и животных. Аскарида человеческая локализуется в тонком отделе кишечника и вызывает многочисленные заболевания.

Что собой представляют гельминты

Аскаридоз – что такое? Это заражение гельминтами – аскаридами, которые относятся к классу круглых червей.

Аскариды у взрослых в длину могут достигать 40 см, толщина в среднем составляет 4-6 мм. Цвет – бледно-белый с розовым оттенком. Благодаря защитной оболочке, которой покрыты черви, они не погибают под воздействием ферментных и токсичных веществ в кишечнике, поэтому их жизнь в человеческом организме может достигать 2 лет.

Человеческая аскарида не имеет присосок и крючков, которыми могла бы прикрепляться к слизистой поверхности. Попавший в организм паразит задерживается в кишечнике, так как постоянно двигается в противоположном к движению пищи направлении.

Далее мы предоставим описание преобразований, которые происходят с паразитами. Чаще всего при заражении в кишечнике развиваются взрослые особи обоих полов – и женские, и мужские. В этом случае после оплодотворения яйца могут попасть в кал и выйти наружу. Самка откладывает до 250 тысяч яиц.

Если присутствуют паразиты аскариды одного пола, то в кале обнаружить яйца будет невозможно, а особь через 1-2 года погибает от старости.

После того, как яйца вместе с калом попадают во внешнюю среду обитания, они могут долго жить. Наиболее благоприятной средой является земля, где они способны обитать до 6 лет. Если почва влажная, теплая и обогащена кислородом, то начинают формироваться личинки.

Аскариды попадают в организм чаще всего с грязной водой или немытыми продуктами питания. Аскариды, как только доходят до кишечника, продолжают дозревать до стадии личинок. Затем их проникновение продолжается в кровоток. Вместе с кровью они проходят практически через все внутренние органы.

Попадая в глотку, в организме человека аскариды вместе с проглоченной слюной возвращаются в кишечник. К этому времени личинки становятся крупными и не могут снова проникнуть в поры внутренних органов. Через 2-3 месяца из личинки развивается взрослая особь.

Как аскариды попадают в организм человека? Появление человеческих аскарид в организме связано с несколькими факторами.

  1. Питье сырой воды.
  2. Дети могут заразиться в песочнице, где грязными руками заносят песок вместе с личинками в рот.
  3. Во время купания в открытых водоемах личинки могут быть проглочены с водой.
  4. Несоблюдение гигиены во время работы с землей.
  5. В организм человека гельминты могут попасть вместе с немытыми продуктами питания.
  6. Во время кашля человек проглатывает мокроту снова, тем самым подвергая организм заражением гельминтами.

Аскаридоз у взрослых ведет к нарушениям в работе внутренних органов. Наибольшую опасность представляет детям и людям со сниженным иммунитетом.

Как распознать болезнь

В большинстве случаев аскариды в кишечнике нарушают микрофлору, процесс всасывания питательных веществ. Но их вред наносится не только на пищеварительный тракт. Находясь в стадии развития личинок, паразиты успевают нарушить функционирование органов кроветворения и дыхания.

Симптомы аскаридоза у взрослых в острой стадии могут проявляться следующим образом.

  1. Наблюдается проявление патологических процессов, связанных с органами дыхания. Развивается кашель, который усиливается в ночное время. Вместе с мокротой можно заметить кровь. Связано это с повреждением капилляров легких при движении личинок.
  2. Появляются боли в грудной клетке.
  3. Развивается бронхиальная астма.
  4. Паразиты приводят к аллергическим реакциям в виде сыпи и зудящих ощущений.
  5. Температура тела может длительное время держаться на отметке 37-37,5 градусов. На фоне температуры могут быть боли в мышцах и суставах, озноб, повышение потливости.
  6. Могут появляться нарушения сердечного ритма.
  7. Повышается артериальное давление.

Аскариды у взрослых могут вызывать симптомы в хронической стадии, связанные с нарушением работы кишечника:

  • наблюдается тошнота, переходящая в рвоту;
  • снижается аппетит;
  • пациент может терять вес;
  • беспокоит повышенное образование газов, метеоризм, изжога;
  • возникают боли в животе различной интенсивности;
  • нарушается стул (чаще всего развивается жидкий стул, а не запор).

Большое значение в проявлении симптомов играет состояние иммунной системы человека на момент заражения.

Признаки аскаридоза заметны и в поведении человека. Он становится раздражительным, нервным, снижается работоспособность, ощущается слабость, усталость, апатия. Сон становится беспокойным, непродолжительным.

Если были обнаружены симптомы у взрослых аскаридоза, и лечение не было начато, то возрастает риск появления осложнений. Чем опасны аскариды? Если обнаруженный диагноз не лечить, то развивается непроходимость кишечника, механическая желтуха, панкреатит, аппендицит, перитонит и другие патологические изменения.

Лабораторное подтверждение диагноза

Как обнаружить болезнь? Чтобы убедиться в диагнозе или опровергнуть его, нужно проводить регулярное обследование биоматериалов на протяжении 2-3 недель. Связано это с тем, что аскариды у человека проходят несколько стадий развития, приводящих к определенным изменениям в организме.

  1. Заподозрить появление человеческой аскариды можно по результатам общего анализа крови. Повышается уровень лейкоцитов и эозинофилов, снижается уровень гемоглобина.
  2. Биохимический анализ крови может показать повышенный уровень билирубина.
  3. Диагностика аскаридоза с помощью выявления в крови антител является наиболее результативным методом. Антитела начинают вырабатываться сразу после того, как личинка проникла в организм.
  4. Обнаруживать личинки гельминтов можно методом исследования мокроты. Метод информативен в том случае, если протекает легочная стадия заболевания, когда наблюдается кашель.
  5. Глисты аскариды можно обнаружить в кале. Анализ кала следует сдавать через день. Но данный метод не всегда дает результаты – в кишечнике могут обитать только самцы, которые не откладывают яйца, или сдача анализа происходит в период, когда самки еще не отложили яйца.
  6. Биохимический анализ мочи поможет провести диагностику аскарид.
  7. Как выявить болезнь можно еще? Поможет рентген грудной клетки и брюшной полости.
  8. УЗИ помогает выявлять патологические изменения в работе внутренних органов.

При появлении первых настораживающих симптомов нужно обратиться к терапевту. Он назначит необходимую диагностику аскаридоза и даст направление к инфекционисту, иммунологу. Потребуется консультация гастроэнтеролога.

Лечебные мероприятия

Как лечить аскаридоз? Лечение аскаридоза у взрослых при своевременном обнаружении болезни не вызывает трудностей. Противопаразитарные препараты способны быстро вылечить заболевание. Прежде чем их принимать, необходимо организм подготовить.

Для этого назначают адсорбенты (Энтеросгель, активированный уголь), антигистаминные средства (Тавегил, Супрастин, Зиртек), гепатопротекторы (Эссенциале), ферментные препараты (Креон, Мезим).

В случае присоединения бактериальной инфекции назначают антибиотики.

Как избавиться от аскарид с помощью лекарственной терапии? Только врач, учитывая степень зараженности и стадию протекания болезни, может подробно расписать, как бороться противогельминтными препаратами. Все они обладают высокой токсичностью, поэтому нужно строго придерживаться дозировки.

Характеристика наиболее распространенных и эффективных противоглистных лекарственных препаратов состоит в следующем.

  1. От аскарид лечение у взрослых может проводиться с помощью лекарства Декарис. Препарат вызывает парализацию мышц, и паразиты погибают. Лекарственное средство способно повышать защитные силы организма, выпускается в виде таблеток. Взрослые люди должны выпить 1 таблетку, 150 мг, желательно вечером, после ужина.
  2. При аскаридах может быть назначен Мебендазол. Этот препарат нарушает процесс всасывания паразитами глюкозы – они лишаются питания и погибают. Выпускается в форме таблеток, суспензии и сиропа. Назначают по 100 мг два раза в день на протяжении трех дней.
  3. Борьба может вестись с помощью медикамента Альбендазол. Лечащий препарат выпускается в виде таблеток и суспензии, прекращает всасывание паразитами глюкозы. Назначают 400 мг в день.
  4. Выявленный диагноз помогает устранить лекарство Пиперазин. Оно выпускается в форме таблеток, приводит к параличу мышц и нарушению обменных процессов, после чего паразиты погибают. Назначают по 2 г два раза в день.
  5. Лечение аскариды может проводиться совместно с препаратом Пирантел. Проникая в организм, блокирует нервно-мышечную систему паразита, и он может свободно выводиться наружу вместе с калом. Дозировка зависит от веса. Для человека взрослого обычно назначают три таблетки (750 мг) в день.

Как вывести аскариды можно еще? В дополнение к основному курсу можно использовать рецепты народной медицины. Самые эффективные составы включают чеснок, лук, хрен, траву полыни, тыквенные семечки.

Как лечить аскаридоз в период восстановления? Рекомендовано принимать препараты, улучшающие микрофлору кишечника (Линекс, Бифиформ), повышающие иммунитет средства, а также витаминно-минеральные комплексы.

Профилактические мероприятия

Чтобы не допустить заражения аскаридой человеческой и ускорить процесс выздоровления, нужно соблюдать некоторые правила.

  1. Обязательно держать в чистоте руки. Перед едой, после похода в туалет и после контакта с животными мыть их с мылом.
  2. Повышать и укреплять собственный иммунитет. Поможет в этом правильное питание, режим дня, отсутствие вредных привычек, физическая активность.
  3. Продукты нужно тщательно мыть перед употреблением, фрукты и овощи можно обдавать кипятком.
  4. Во время работы с землей рекомендовано надевать резиновые перчатки.
  5. Не стоит пить сырую и нефильтрованную воду.
  6. При появлении в доме насекомых следует незамедлительно начинать с ними борьбу.

Если паразиты были обнаружены у одного члена семьи, лечение проводят у всех домочадцев. Следует провести влажную уборку помещения, чтобы исключить повторного заражения.

Источник: https://parazit-zdor.ru/parazity/zhiznennyj-tsikl-chelovecheskoj-askaridy-laboratornaya-rabota/

Технологическая карта открытого урока на тему: Особенности круглых червей. Жизненный цикл человеческой аскариды

Жизненный цикл человеческой аскариды лабораторная работа

Технологическая карта открытого урока биологии

обучающие: рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов; выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими.

развивающие: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Основное содержание темы

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Термины и понятия

Нематоды, кутикула, половой диморфизм.

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявление ответственного отношения к обучению, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Познавательные УУД: работать с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе; организовывать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; подводить итоги работы, обобщать выводы.

Регулятивные УУД: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников.

Коммуникативные УУД: владеть коммуникативными навыками, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их

Знать общую характеристику типа; уметь определять систематическую принадлежность животных; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи сложившиеся в природе и их значение для экологических систем; использовать меры для профилактики паразитических заболеваний; распознавать последовательность этапов цикла развития человеческой аскариды; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал: УМК Биология.8 кл. Линейный курс. Сонин Н.И.

Интернет-ресурсы:http://www.fcior.edu.ru.

http://www.school-collection.edu.ru

Интерактивный материал: тест, компьютер, проектор, динамичные модели, инструктивная карта для учащихся.

Таблицы, слайды, динамичные модели циклов развития червей.

ИКТ, рефлексивные технологии, технологии проблемного обучения

Физика: диффузия

Химия: кислая и щелочная среда в кишечнике и желудке.

Фронтальная (Ф)

Парная (П)

Индивидуаль-ная (И)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятив-ные

коммуникативные

лично-стные

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент (1 минута)

1.Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их. (1мин)

Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

организовывать свою учебную деятельность

II. Основная часть: актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание, изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (31 минута)

1.Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока (3 мин) (См. приложение1.)

Сегодня мы приступаем к изучению типа… Но какого? Вы сами с помощью подсказок предположите, о каких животных пойдет речь.

1. Среда обитания – организменная.

2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное.

3. Только один слой продольных мышц, поэтому тело изгибается.

4. Внутренние паразиты животных и человека.

5. Это животное трехслойное, симметрия билатеральная.

6. В поперечном разрезе круглое, отсюда название типа.

Тема урока: Особенности круглых червей. Жизненный цикл человеческой аскариды.

Каковы цель и задачи нашего урока?

(Демонстрация 2 слайда)

Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Ответ:1.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей;

2. рассмотреть особенности человеческой аскариды в связи с паразитическим образом жизни;

3. выяснить, какой вред наносит аскарида человеку и меры профилактики.

организовывать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя

планировать свою деятельность под руководством учителя

владеть коммуникативными навыками

проявление ответственного отношения к обучению

2.Изучение нового материала (22мин)

Академик К.И.Скрябин говорил: «Должна быть такая паразитобоязнь, которая могла бы мобилизовать волю человека на неукоснительное соблюдение правил личной гигиены и проведение активных мер профилактики заболеваний, свойственных животным и человеку». Как вы это понимаете? (слайд 3)

1.Классификация круглых червей (См. приложение2)

Подцарство – Многоклеточные

Тип – Круглые черви

Класс – Нематоды

Виды – нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка.

2.Внешнее строение – рис. в учебнике С.44 – 4-й абзац.

Форма тела –

Симметрия –

Покровы –

3.Внутреннее строение (рис с.48) (слайд 4)

(Работа в парах. Раздаются вопросы на которые учащиеся должны найти ответы в учебнике).

1.Первичная полость – полость тела не выстланная эпителием

2.Функции первичной полости: опорная, транспортная, выделительная.

3. Дыхательная и кровеносная системы нет.

4.Пищеварительная система и чем она отличается от плоских червей?

Рот – глотка – кишечник – анальное отверстие.

5.Чем представлена выделительная система?

Одноклеточные шейные железы.

6. Нервная система.

Окологлоточное нервное кольцо, 6 стволов лестничного типа.

7. Какие органы чувств развиты у круглых червей?

Развиты слабо. Органы осязания вокруг рта.

8. С помощью текста учебника и других источников литературы установите, что такое половой диморфизм. Приведите примеры.

Различие самки и самца по внешним признакам.

4. Жизненный цикл человеческой аскариды. Развитие аскариды – прямое. Почему называется прямым?

Работа по учебнику.

Учитель рассказывает по рисунку «Жизненный цикл человеческой аскариды» (Слайд 5)

Почва

1.Яйца с фекалиями попадают в почву.

2. В яйце развивается личинка первого возраста.

3. Влажная почва: температура 20-30°С (10–15 дней).

4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течение 7 лет.

5. Проглатывается.

Человек: 1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37°С

2. Личинка: через слизистую оболочку кишечника→вены→печень→сердце →попадает в легкие.

3. Проникает через стенку альвеол в бронхи→ трахеи→вызывает воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

6. Проходит через пищевод

7. Попадает в тонкий кишечник, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1–2 года. (Самка откладывает в год до 200 000 яиц.)

8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

9. Цикл развития происходит без смены хозяина.

10. Заболевание – аскаридоз.

Слушают учителя, понимают, отвечают на вопрос. По ходу урока заполняют инструктивную карту.

1,2.Ученики находят информацию в учебнике: 1.форма тела – веретенообразная, не разделенная на членики; 2. двусторонняя симметрия; 3.покровы – кутикула, наружный скелет.

3.Работают с учебником, изучают внутреннее строение. Отвечают на вопросы.

4. Из яйца выходит животное, внешне похожее на взрослое животное

Составляют схему: Цикл развития аскариды.

работать с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности

составлять план работы с учебником

активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их

к обучению, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

3. Закрепление изученного материала. (3мин)

Объясните взаимосвязь отсутствия у паразитических нематод дыхательной и кровеносной системы, наличия хорошо развитой половой системы и образа жизни?

Ответы: Тело покрыто плотной кутикулой, особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина. Большая плодовитость.

организовывать свою учебную деятельность;

выполнять задания в соответствии с поставленной целью

владеть коммуникативными навыками

4. Первичный контроль и коррекция (3мин) Вопрос учителя: Наносят ли аскариды вред человеку?

Ответ: Да. Истощают организм хозяина. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена.

Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

Слушают вопрос. Отвечают. Высказывают свои предположения.

формулировать ответы на вопросы учителя;

оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников

владеть коммуникативными навыками

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (8 минут)

1.Подведение итогов (4 мин)

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса. Учитель: 1)Что нового вы узнали на уроке «Тип Круглые черви»?

2)Какие меры профилактики заболеваний, вызванных гельминтами?

1. Мыть руки перед едой.

2. Хорошо мыть овощи и фрукты.

3. Соблюдать технологию приготовления мяса и рыбы.

4. Не использовать неочищенную воду.

5. Систематические медицинские осмотры.

6. Борьба с переносчиками яиц – мухами.

Оценивают правильность выполненных действий, корректируют их. Выражают собственное мнение о работе и полученных результатов. Отвечают на вопрос учителя.

подводить итоги работы, обобщать выводы.

оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников;

владеть коммуникативными навыками,

Проявление ответственного отношения к обучению

2.Рефлексия (3 мин)

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке, используя прием «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Тест. Выберите признаки, характерные для типа Круглые черви: (слайд 6)

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников (нет).

2. Лучевая симметрия тела (нет).

3. Тело круглое в поперечном сечении (да).

4. Трехслойные животные (да).

5. Двусторонняя симметрия (да).

6. Имеется анальное отверстие (да).

7. Тело плотное, упругое, покрытое кутикулой (да).

8. Органы чувств развиты слабо (да).

9. Раздельнополые (да).

10. Гермафродиты (нет)

Предлагает учащимся проверить задание, подсчитать количество баллов набранное на уроке и перевести их в оценку (слайд 7)

Ученики отвечают на вопросы:

подводить итоги работы, обобщать выводы

оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников

активно слушать одноклассников и понимать их позицию

3.Домашнее задание (1мин)

Учебник с. 44-49, вопрос 8

На основе информации текста и рисунка в учебнике составьте кроссворд «Развитие человеческой аскариды».

Благодарит учеников за урок.

Слушают, понимают, записывают домашнее задание.

Благодарят учителя за урок.

Приложение 1

Актуальность. В современное время каждому человеку надо знать о паразитах. Эта тема очень актуальна. Гельминты способны жить в нашем организме годами, даже десятилетиями, адаптировавшись к самым неблагоприятным условиям и не проявляя своего затаенного существования.

У детей: они вызывают задержку развития, анемию, ослабление умственных способностей, снижение успеваемости, истощение. У женщин и мужчин – упадок сил, воспаление надпочечников, мочевого пузыря, почек, нарушение психики. Поколение, идущее на смену инфицированным родителям, умирает на 10–15 лет раньше.

Если в семье заразился один человек, заразится вся семья! Мы с вами живем в такой среде, в которой приходится ежедневно общаться со множеством людей.

Если мы хотим спасти свой организм и свою семью от паразитов, необходимо знать своих внутренних врагов в лицо, знать их циклы развития и соблюдать правила гигиены для профилактики таких заболеваний

Приложение 2.

Инструктивная карта. Тема: Плоские черви.

1.Классификация

Подцарство –________________________

Тип – _____________________________

Класс – _____________________________

Виды – _____________________________

2. Внешнее строение

1. Форма тела -_____ ,_____ в поперечном сечении. Покровы _______. Симметрия ______.

3. Внутреннее строение. Полость _______, не выстланная эпителием, выполняет ______, ______ и_________ функции. Дыхательной и кровеносной систем ______.В пищеварительной системе есть _____ ,________, _______, ______. Выделительная система – _______ железы. Нервная система состоит из _________. Органы чувств ________. Половой диморфизм____________.

4 Схема жизненного цикла аскариды.

Взрослые черви в кишечнике → ______________ → _________→ рот →____________ → _________ → личинка в лёгких→ ____________ →____________→ Взрослый червь. Развитие аскариды _________.

5. Представители червей-паразитов и свободноживущих:

Название страны или материка.

Название червя.

6.Составьте памятку «Профилактика заболевания аскаридозом».

Источник: https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-otkritogo-uroka-na-temu-osobennosti-kruglih-chervey-zhiznenniy-cikl-chelovecheskoy-askaridi-3704208.html

ВрачЗдесь
Добавить комментарий